Копилка
Фотоальбом
|
Рекомендации по написанию эссеОтличие эссе
по обществознанию от эссе по литературе или по истории. Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.» (ЕГЭ 2008. Обществознание. Репетитор. Москва, «Эксмо» 2008г. стр.149) Структурная схема эссе К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере, их нет в рассмотренных критериях оценивания. Отметим, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. Однако, данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках ЕГЭ по обществознанию. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, должен быть сделан в пользу последнего. Безусловно,
ни в коей мере не следует ограничивать творческую свободу ребенка. Наши
рекомендации для тех учащихся, кто испытывает затруднения в построении
логических рассуждений. Дети, обладающие неординарными творческими
способностями в этой области, могут в полной мере проявить их при написании
эссе.
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого
определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать
понимание высказывания, ставшего темой эссе. Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно
воспользоваться так называемой ПОПС -
формулой: П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ... О - Объяснение — Потому что… П - Пример, иллюстрация — Например, ... С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ... Для облегчения работы по подготовке учащихся к
написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно
использовать в экзаменационной работе.
Требования, предъявляемые к эссе 1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея
должна быть ясной и понятной. 2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно
включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции,
идеи. 3.Эссе должно иметь грамотное композиционное
построение, быть логичным, четким по структуре. 4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну
основную мысль. Эссе должно показывать, что его автор знает и
осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения,
мировоззренческие идеи. 6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию
заявленной по проблеме позиции. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна
вам; б) вы в
целом поняли смысл этого высказывания; в) по
данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете
личный опыт и т.д.). Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь
приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами). Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного
высказывания, используя черновик.
Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве
темы, ваше эссе может носить полемический характер. Для каждого аргумента подберите примеры, факты,
ситуации из жизни, личного опыта и т.д. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали
ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для
эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.). Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать,
чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии,
эпитеты и т.д.). Распределите подобранные аргументы и/или
контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно
написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию,
задать свой вопрос автору цитаты и т.д.). Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо,
отредактируйте ее. 2. Окончательная отметка
(балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения
учащихся и их аргументацию. 3. При выдвижении собственной позиции в центре
внимания оказывается: 4.способность (возможность)
учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки
зрения/аргументацию других; 5.способность понимания,
оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и
вопросов; 6.умение дифференцировать,
что является более, а что менее важным; 7.умение понимать
аналитические подходы и модели; 8. готовность дифференцировать противоположные
подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о
принципиальных вопросах. 4. Выигрывают те работы,
которые написаны коротко, четко и ясно. 1. Непонимания сути
заявленной темы. 2. Отсутствия
структурированности в изложении. 3. Неумения придерживаться ответа на основной
вопрос (пространных отвлечений от темы). 4. Использования риторики (утверждений) вместо
аргументации (доказательств). 5.
Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение. 6. Слишком обширной
описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом. 7. Изложения других точек зрения без ссылок на
авторов данных идей и без высказывания собственной позиции. 8. Повторов без необходимости. Материал представлен на основании публикации на сайте http://school-help.ru/index.php/katalog/12-raznoe/44-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-esse |